goldenhead (goldenhead) wrote,
goldenhead
goldenhead

Category:

еще историко-краеведческого

Леди Гамильтон в наших лесах

Я в своих текстах несколько раз упоминала легенду о том, что царевна Софья скрылась из заточения, бежала за Волгу и стала старообрядческой инокиней. Однако это легенда и есть.
Но была другая женщина, находившаяся в родстве с царской семьей, которая действительно стала такой инокиней. Возможно, именно ее история послужила источником преданием о Софье беглянке. При том, что она и Софья были злейшими врагами.
Итак. Анна Гамильтон была по происхождению шотландкой, но родилась в Москве, в Немецкой слободе ( год рождения, как и год смерти, неизвестен). Ее тетка Евдокия была женой отметившегося в истории боярина Матвеева. Когда Анна вышла замуж за думного дворянина Федора Нарышкина , она приняла православие с именем Евдокия (Авдотья). После того, как Наталья Кирилловна Нарышкина, родная племянница Федора Нарышкина а воспитанница Матвеева, вышла замуж за царя Алексея Михайловича, Евдокия Нарышкина стала ее ближней боярыней.
После смерти Алексея Михайловича, когда Нарышкины стали подвергаться преследованиям, Евдокия, уже вдова, была сослана с тремя сыновьями в Алатырский уезд, по официальной версии -- за приверженность старообрядчеству ( как показывают дальнейшие события, официальная версия не врала).
Впрочем, вскоре со старших сыновей Евдокии опала была снята, они стали стольниками при юном царевиче Петре, с которым состояли в кровном родстве.
Евдокия с младшим сыном бежали в Арзамасский уезд. Как утверждает Пыляев, причиной послужило то, что приставленный к ссыльным пристав уж слишком внаглую хапал выделяемые на их содержание деньги. Так или иначе, Евдокия примкнула к старообрядцам в Пустянском лесу и приняла постриг по именем инокини Деворры. Как уверяют старые энциклопедии, активно способствовала распространению старообрядчества в Нижегородском крае.
В 1684 г. она была арестована и посажена в острог. На этом ее жизнеописания обычно обрываются, но тот же Пыляев сообщает, что она была помилована и возвращена в Москву – как раз к моменту стрелецкого бунта и убийства Нарышкиных – братьев царицы Натальи и племянников Евдокии–Деворры. Что стало с ней дальше, дожила ли она до нового возвышения Нарышкиных в 1689 г., неизвестно.
Еще в середине 19 века место жительство Евдокии в Пустынском лесу называлось Царицыным или Деворриным двором, тамошние старообрядцы почитали Деворру как святую и проводили службы в ее память.
Что касается ее сыновей , я нашла сведения только о старшем , он делал при Петре удачную военную карьеру, был женат на княжне Трубецкой, умер в 1702 г. бездетным.
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments